Профилактика нарушений осанки у маленьких деток.

Физическое воспитание детей должно быть направлено на выработку у ребенка правильной осанки.

Нарушения осанки значительно ухудшает деятельность сердца, легких, пищеварительного тракта, вызывает повышенную утомляемость, нарушает гармоничное развитие ребенка.

С первых дней жизни ребенок должен спать на ровной жесткой постели, в первые месяцы без подушки, затем на небольшой плоской подушке. Недопустимо принудительно сажать ребенка до тех пор, пока он не научится садиться самостоятельно, так ка это может привести к искривлению позвоночного столба. Для укрепления мышечного и связочного аппарата нужно создать ребенку условия свободно двигаться в манеже или кровати. Положив на матрац фанерный щит и застелив его одеяло, покрытым простынкой. С 7-9 месяцев ребенок может играть на одеяле, постеленном на чисто вымытом полу. Особенно тщательно нужно следить за осанкой ребенка в период, когда он хочется ходить, поддерживая его попеременно то за левую, то за правую руку.  Важную роль играет обувь и одежда ребенка.

В дальнейшем во время еды, игр, рисования следите за правильной позой ребенка за столом. Локти обеих рук должны быть на столе, плечи – на одном уровне, голова чуть наклонена вперед, стопы с опорой на пол или на подставке, голеностопный, коленный и тазобедренный суставы должны образовывать прямой угол.

Оценить осанку ребенка помогает плечевой индекс; для его определения измеряют ширину плеч со стороны груди, затем со стороны спины (плечевую дугу). Плечевой индекс равен отношению ширины плеч к плечевой дуге, умноженную на 100% Если величина плечевого индекса составляет 90-100%, то у ребенка правильная осанка. Уменьшение его свидетельствует о нарушении осанки.

Для формирования правильной красивой осанки большое значение имеют физические упражнения – общеразвивающие, укрепляющие мышцы, разгибающие спину и сближающие лопатки, мышцы пояса верхних конечностей, живота, шеи, ног и рук.

Комплекс развивающихся упражнений подбирают с учетом возраста ребенка.

Есть и специальные упражнения, способствующие выработке правильной осанки, которые можно выполнять дома под наблюдением родителей.

Для предупреждения нарушений осанки у детей в возрасте 2-3 лет можно использовать комплекс специальных упражнений.

Упражнения у стены

1.Научите ребенка стоять у стены (без плинтуса), плотно прижимаясь к ней затылком и спиной, за поясничный прогиб при этом должна проходить ладонь ребенка. Не меняя положения, ребенок делает несколько шагов вперед, в сторону и опять возвращается в исходное положение, затем, не отрывая затылка и спины от стены, приседает, делает шаг вперед, снова приседает и возвращается в исходное положение.

2.Стоя у стены, ребенок поднимает руку вперед, вверх и в стороны, а затем поочередно поднимает согнутые в коленях ноги и, захватив их руками, прижимает их к туловищу.

Дети легко усваивают эти простые упражнения. Взрослые должны следить, чтобы ребенок, выполняя упражнения, не опускал низко голову, так как при этом расслабляются мышцы пояса верхних конечностей, западает грудь, сгибается позвоночный столб.

Упражнения с предметами

Эти упражнения, развивающие статистическую выносливость мышц шеи, помогают ребенку правильно держать голову.  Для их выполнения нужен небольшой мешочек массой 200г с солью или песком. Ребенок с мешочком на голове проходит от одной стены к другой, обходит стол, стул сохраняя правильное положение тела, приседает, встает на колена и возвращается в исходное положение, становится на низкую скамеечку и сходит с нее.

Упражнение на равновесие

Эти упражнения помогают ребенку выработать умение удержать позвоночный столб в прямом положении во время любых движений.

Положите гимнастическую палку на пол и попросите ребенка стать поперек нее в положении ноги вместе, руки в стороны, затем обучите его умению переносить тяжесть тела вперед на носки, затем назад на пятки.

Упражнения, укрепляющие мышцы пояса верхних конечностей

  1. Стать прямо, ноги врозь, положить ладони на лопатки (локти кверху), развести руки в стороны и назад так, чтобы лопатки касались друг друга.
  2. Сцепить кисти рук за спиной – правая сверху, левая снизу, поменять положение рук. Можно при выполнении этого упражнения перекладывать из руки в руку мелкие игрушки.
  3. Ребенок, держа за концы гимнастическую палку на уровне лопаток, наклоняется вправо и влево, поворачивается в одну, а затем в другую сторону, переносит палку над головой вперед, затем назад, руки в локтях не сгибает.

Упражнения с игрушками и гимнастической палкой

Взрослый должен показать упражнения ребенку и помогать ему их выполнять. Чтобы ребенок не утомлялся, следует выбрать одно или несколько из предлагаемых упражнений и дополнить ими общеукрепляющий комплекс. Упражнения повторяют 2-4 раза. В дальнейшем, когда ребенок станет старше, он может выполнять их 6-8 раз, используя больше упражнений.