Плоскостопие

Если встать мокрой босой ногой на пол, останется отпечаток с выемкой по середине, так как стопа имеет форму свода. Различают поперечный свод, несущий основную нагрузку, и продольный, выполняющий рессорную функцию.

Плоскостопие – это частичное или полное опущение продольного или поперечного свода. При определении степени выраженности плоскостопия важно учитывать соотношение самой широкой и самой узкой части следа. При соотношении 1:4 свод считается нормальным, 2:4- уплощенным, 3:4- плоским.

Плоскостопие бывает врожденным и приобретенным. Врожденное плоскостопие наблюдается редко и является следствием внутриутробных пороков развития плода. Приобретенное плоскостопие может быть обусловлено рахитом, травмой.

Уплощение стоп бывает, как правило, у малоподвижных детей, с ослабленным мышечно-связочным аппаратом, а также при избыточной массе тела вследствие чрезмерной нагрузкой нагрузки на ноги и постоянного пребывания в теплой обуви и в помещении.

При начинающемся плоскостопии отмечаются быстрая утомленность ног, боль в стопе, пятке, в мышцах голени, бедрах, пояснице. Появление этих симптомов у ребенка – достаточно веский повод для обращения к ортопеду. В результате плоскостопия походка становится неуклюжей и скованной ребенок ходит, широко расставляя ноги, слегка согнув их в коленях и развернув стопы, усиленно размахивая руками. Возможно и изменение положения таза, его искривления.

Чтобы предупредить развитие плоскостопия, уже с раннего возраста необходимо укреплять мышечно-связочный аппарат стоп. Для этого можно использовать следующие приемы массажа и гимнастические упражнения.

  1. Рефлекторные упражнения для стоп, сгибание и разгибание пальцев ног.
  2. Массаж стоп – поглаживание.
  3. Массаж стоп – растирание.
  4. Топание – пассивное.
  5. Поднятие и смыкание стоп.   
  6. Разведение бедер в сидячем положении на полу с приведением друг к другу наружных краев стоп и касанием пяток.
  7. Нельзя преждевременно ставить ребенка на ноги и обучать ходьбе, ребенок сам научится этому. Не рекомендуется покупать ребенку обувь с мягкой подошвой. Обувь должна строго соответствовать размеру ноги, иметь небольшой каблук 5-8 мм, упругую стельку, крепкий задник.

При плоскостопии ребенку в возрасте старше 3 лет необходимо носить обувь со специальной стелькой – супинатором, который приподнимает опущенный продольный свод. Для приподнятия поперечного свода к этой стельке подклеивают полоску мягкой резины на уровне головок плюсневых костей второго-третьего пальцев (длина полоски — 1,5 см, ширина – 1 см и толщина — 0,3см). Соблюдение таких мер профилактически поможет избежать дальнейшего уплощения стоп.

Для предупреждения плоскостопия можно также подобрать специальные упражнения, способствующие развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев. Все упражнения выполняют без обуви несколько раз в день утром и после обеда. В теплое время года ребенку полезно ходить и бегать босиком по земле, песку, мелким неострым камешкам: это улучшает кровообращение мышц стоп и повышает их тонус. Рекомендуется ежедневно перед сном в течении минут держать стопы ног в воде комнатной температуры.

Для профилактики плоскостопия следует включать в комплекс упражнений утренней гимнастики ходьбу с упором на всю стопу, а потом на цыпочках, затем на наружном крае стопы. Завершать занятия рекомендуется невысокими подскоками на пальцах.

Полезны и такие упражнения:

  1. Ходьба по ребристой доске.
  2. Ходьба боком по палке или толстому шнуру
  3. Сидя, катать палку (диаметром 3 см) вперед – назад
  4. Сидя, сгибать пальцы стоп, прижимая их к полу
  5. Сидя, поднимать ноги вверх, выполняя стопой круговые движения, или массировать тыльной частью стопы свод другой.
  6. Сидя, захватывать и поднимать пальцами ног мелкие предметы с пола (палочки, шарику, шнур).

Для укрепления свода стопы полезно лазанье на гимнастической или веревочной лесенке босиком, которое не только укрепляет мышцы и связки стоп, пальцы ног, голеностопных суставов, но и развивает у ребенка ловкость, решительность и смелость.